Столица Чехии неоднократно становилась местом важных политических событий, которые влияли не только на всю страну, но и на Европейский континент. Восстание или война могли начаться с обычной мелочи. Например, с выбрасывания человека из окна.
Что такое дефенестрация
Подобные акты получили название дефенестрация, что буквально обозначает извлечения из окна. Такая традиция появилась в Богемии, историческом регионе Чехии, где сформировались основы государственности современных чехов. Неизвестно точно когда, но в этой части страны когда-то зародилась дефенестрация. В истории Чехии зафиксировано несколько таких случаев, все они имели радикальные последствия для населения и страны. В частности, начинались продолжительные войны, которые фактически выжигали территорию страны, меняли политическую, экономическую и общественную жизнь населения различных чешских регионов.
Пражская дефенестрация 1419 года
Богемия в 15 в. находилась под управлением Карла Люксембургского, который хотел стать императором Священной Римской империи. Ему пришлось пройти очень сложный путь, убирая противников и конкурентов, чтобы стать правителем этого государства. Он был коронован императором под именем Карла Четвертого. Такой поворот событий положительно отразился на положении и внешнем облике Праги. Карл начал масштабное строительство, в результате чего город стал таким, каким его туристы и местные жители видят сейчас.
Были и определенные проблемы. В Богемию стали массово переселяться немцы, что раздражало чехов. Немцы развивали экономику региона, занимали лучшие места в городской власти, проникали во все сферы общественной и политической жизни.
Жители Священной Римской империи приносили с собой чужую для чехов культуру, язык и идентичность, которая быстро вытеснила чешскую идентичность.
Жители Богемии вскоре поняли, что их страна становится полностью немецкой. Чехи работали на немецких переселенцев, вынуждены были учить чужой язык и приобщаться к культуре, которую до Карла Четвертого они знали не очень хорошо.
Возродить национальную гордость и самосознание могла только религия. Католицизму чехи оставались верны всегда. Позиция церкви были очень сильны и в Богемии, и в других регионах Чехии.
Но церковь не захотела поменять свой статус, да и священники уже не вызывали особого уважения у обычных жителей. Священники вели аморальный образ жизни – содержали гаремы, сожительствовали с монахинями, много пили и пользовались услугами куртизанок.
Так в начале 15 века сложились предпосылки для восстания чехов. Они хотели:
- Очищения католической церкви.
- Перехода богослужения полностью на чешский язык.
- Возвращения т.н. катакомбного христианства, когда священники были бедны и думали только о духовном, а не физическом богатстве.
- Уменьшения засилья немцев в Богемии.
Радикализация произошла в 1415 г., когда был казнен популярный в народе проповедник Ян Гус. Он не был радикалом, а славился умеренными взглядами, но в нем немецкие правители увидели реальную угрозу. Количество бунтовщиков после казни Гуса все время росло, они получили поддержку дворян, готовясь к решительным действиям.
Одновременно с подготовкой к восстанию, происходили локальные стычки. Немцы специально запугивали чехов, чтобы сломить их дух, но вышло наоборот.
После убийства в 1416 г. королевского чиновника стало ясно, что страна на пороге гражданской войны.
Толчком к массовому восстанию стал арест 30 июня 1419 г. чехов-погромщиков, которые выступили к ратуше в Праге, где находился городской совет. Кто-то из чиновников выбросил из кона камень, который разбил чашу. Ее несли восставшие, и она считалась у них символом равенства духовенства и мирян. Из чаши причастие проходили и священники, и обычные жители Праги.
Ратуша была захвачена штурмом, восставшие стали выбрасывать чиновников из окна. Это вызвало гибель десяти человек, в том числе и бургомистра. Некоторые члены горсовета еще были живы, когда выпали из окна, но там их добили. Над трупами поиздевались, родным было сложно опознать.
В результате первой дефенестрации начались Гуситские войны. Это были крестовые походы, когда чехи нападали на немцев, добиваясь, чтобы они оставили Богемию.
Пражская дефенестрация 1618 года
Даже после Гуситских войн обстановка в Чехии не стала лучше. Еще двести лет религиозная и политическая ситуация была настолько напряженной, что столкновения продолжались, но уже локально.
А все потому, что службы на чешском языке стали проводиться, а немцы и дальше занимали главные руководящие должности в Праге. Поэтому борьба продолжалась, становясь более радикальной. Этому способствовала и Реформация, которая сильно повлияла на чехов.
В 1617 г. на престол в Чехии сел Фердинанд Штирийский, который заслужил славу яростного католика. Протестанты Богемии и других регионов оказались на пересечении – либо бороться до конца, либо отказаться от завоеваний, сделанных в результате Гуситских войн.
В мае 1618 г. произошла вторая дефенестрация. Из окон полетели уже дворяне – наместники императора. Они упали в навоз, который спас им жизни. После того, как чиновники вылезли из навоза, они бежали в Вену.
Последствия
Несмотря на то, что наместников Фердинанда в Богемии никто не преследовал и не стремился убить, в Чехии и в Европе произошли радикальные изменения. Дефенестрация 1618 г. привела к началу первого международного конфликта на Европейском континенте, который получил название Тридцатилетняя война. В нее были втянуты многие государства Европы. С перерывами конфликт продолжался до 1648 г. По итогам войны немцы понесли огромные территориальные потери, которые были гораздо масштабнее, чем после Второй мировой войны.
Другие дефенестрации также происходили в Чехии, но настолько серьезных последствий для страны и континента, как Гуситские войны и Тридцатилетняя война, они не имели. Подобная политическая традиция демонстрирует национальное возрождение чехов, которое началось в начале 15 в. Некоторые исследователи считают, что конец движению за собственную идентификацию был положен в 1620 году, когда на Белой горе они проиграли. В Чехии началась радикальная рекатолизация, с которой народ справиться не смог.